Этот город стал первым в нашем большом путешествии по Италии и Франции. Хвала РЖД, пустившим для нас, нелетающих путешественников, поезд Москва-Ницца.

По прибытии на вокзал Вероны, сразу ищешь застывших в мраморе или в бронзе шекспировских героев. А выходишь на привокзальную площадь и видишь Египетского фараона!

Наверное, это одна из декораций к «Аиде», ожидающая своей очереди в театре Arena di Verona. Разместившись в отеле рядом с вокзалом, передохнув за вкуснейшим кофе, идем в центр мимо самых «молодых» ворот Вероны Порта Нуова к Дому Джульетты. Хотя, этот город славен более интересными объектами, ну как же в Вероне и без всем нам известных героев.
«Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте…»
Кто не знает этих шекспировских строк. И нет вопроса, в каком мы городе.
Конечно, в Вероне!
Самая известная история любви живет в веках, и как магнитом притягивает
туристов в этот город. Каждый день в любую погоду людская толпа тянется
через узкую арку во двор Музея шекспировской героини, чтобы полюбоваться
и сфотографировать знаменитый балкон.

А как без селфи с самой Джульеттой! Бытует довольно странное поверье, что прикосновение к правой груди Джульетты приносит удачу в любви. И результат на лицо, вернее на груди, протираемой до дыр. Кстати, скульптор Нерео Костантини в качестве модели для своего произведения выбрал реальную женщину — Луизу Брагоцци. В 1973 году копия статуи Джульетты передана в дар на родину Шекспира.

А здесь влюбленные оставляют записки, прикрепляя их на стены, а кто-то оставляет и информацию о себе любимом по стандартному штампу «Здесь были КИСА и ОСЯ…» .
Сюда приходят и мешки писем, на которые отвечает специально подготовленная команда фан клуба Джульетты. В музее хранятся костюмы и декорации к знаменитым постановкам «Ромео и Джульетты». Франко Дзеффирелли тоже внес свою лепту в прославлении Вероны, сняв в 1968 году собственную версию бессмертного сюжета «Ромео и Джульетты». В результате этому киношедевру поток туристов, стремящихся к Дому Джульетты, увеличился в несколько раз.
В Вероне есть и дом Ромео, и могила Джульетты. И, конечно, фигурки героев незабвенного произведения – самый покупаемый туристами веронский сувенир. Вот такой он раскрученный бренд!

И Верона не осталась в долгу перед великим английским драматургом — в городе вечной любви установлен бронзовый бюст Уильяма Шекспира. И символично, что его именно разместили у ворот Портони делла Бра (Portoni della Bra), открывающие вход на одноименную главную площадь — сердце Вероны.

И на секунду задержавшись, видишь у ворот еще один египетский персонаж,
наверное, тоже ждет своей очереди или охраняет городские ворота.
Пройдя через зубчатые арки, с башней (Torre Pentagona) Торре Пентагона,
попадаем на Пьяцца Бра, которую наводнила толпа разноязычных туристов.
Традиционно отсюда стартует большинство экскурсионных маршрутов. Здесь колоритные кафе, ресторанчики, сувенирные лавочки, всегда полные посетителей. Так приятно перекусить, сидя в тени под матерчатым тентом. Море вкусностей, от которых невозможно отказаться. И что немаловажно для многих, в ресторане есть меню на русском языке. Хороша итальянская кухня! И как не выпить Кьянти от переполняемых впечатлений!

В зеленом сквере, разбитом в центре площади конный памятник Виктору-Эммануилу II, первому королю Италии. Словно на секунду в горделивой позе остановился Отец Отечества, такая надпись «PADRE DELLA PATRIA» украшает его надгробие в Пантеоне. За памятником — популярное место встреч с фонтаном Альп, подаренный городом – побратимом Мюнхеном и памятник итальянским партизанам. Палаццо Барбьери (Palazzo Barbieri) девятнадцатого века в неоклассическом стиле занимает Городской Муниципалитет.

Ну, конечно, главная доминанта величественная Арена-ди-Верона (Arena di Verona) и таких огромных размеров! И этой почтенной синьоре около 2000 лет, она на 40 лет старше своего собрата Колизея! Кажется, войдешь и увидишь восседающую городскую знать, облаченную в роскошные наряды, а на арене холодящий кровь гладиаторский бой! Проводились здесь и различные представления, и даже имитации морских сражений (навмахии), для чего «сцену» целиком заливали водой.
А самое удивительное — это действующий античный амфитеатр, вмещающий
более 20-ти тысяч зрителей. Попасть внутрь можно только по билету на концерт
или с экскурсионной группой. Неизвестно сколько стоил билет на представления в те время, а сейчас от 15 до 200 евро в зависимости от расположения мест и значимости действа. Здесь проходят театральные постановки и выступают звезды первой величины. Эта арена слышали волшебные голоса: Каллас , Паваротти, Доминго, Каррераса, Атлантова, Хворостовского… …И уважаемые группы, правда из другой «оперы» — Pink Floyd и Metallica. И, конечно как без Аль Бано и Челентано… Выступления музыкальных коллективов проходят и у древних стен Арена-ди-Верона. И нам повезло, мы попали на праздник с выступлением военных оркестров. Помимо приезжей публики гулялиют и местные жители с детьми, колясками, наслаждаясь созерцанием архитектурных памятников под тожественные марши.

От главной городской площади мимо богородичного табернакля (каменной
колонны с Девой Марией) переплываем с туристической толпой на главную
торговую улицу Виа Мадзини (Via Mazzini). Медленно, продвигаемся по древней дороге вымощенной мрамором, забитой роскошными бутиками, к Пьяцца делле Эрбе «Площади трав», как она звучит в переводе.
С незапамятных времен здесь торговали овощами, фруктами и травами.
А сейчас добавились сувениры на тему «Ромео и Джульетта», «Пиноккио»,
венецианские маски и всякая другая всячина для гуляющих туристов.

Зачем рядом с рынком каменный павильон под названием «Берлина» сразу не поймешь. Оказывается все просто! На колоннах этой эдикулы нанесены меры веса и размера, а свисающая цепь с открывающимся кольцом — для контроля габаритов вязанки хвороста, которым также торговали на площади. «Берлина» служила местом торжественного вступления вновь избранного городских правителей. Здесь же выставляли на всеобщее обозрение отрубленные головы преступников. Символично для правителей!


За ним фонтан Мадонны ди Верона, для которого была использована римская
статуя аж 4 века! Это самый известный фонтан города с прославляющей
надписью EST IVSTI LATRIX VRBS HAEC ET LAUDIS AMATRIX («Этот город, носитель истины, достоин похвалы»). Постамент статуи окружают восемь барельефов-масок из которых бьют хрустальные струи воды. В фонтан бросают монетки на удачу в бизнесе. Почему в бизнесе?

Наверное, потому, что напротив расположился Домус Меркаторум или «Дом купцов». Это изысканное здание в готическом стиле из красного кирпича, фасад, которого венчают гибеллинские зубцы, сразу обращает на себя внимание. Сегодня здесь находится Народный Банк Вероны. Не менее интересен Дом Маццанти, объединяющий несколько средневековых зданий с удивительным расписным фасадом.

Рядом белоснежный дворец с изящными статуями богов с Олимпа – это
Палаццо Маффеи ( Palazzo Maffei). Такой помпезный фасад в стиле барокко!
С верхних этажей, сейчас здесь отель, открывается чудесный вид на всю
площадь Дель Эрбе . Колонна Святого Марка напротив дворца Маффеи
появилась здесь не случайно. Этот символ метрополии был установлен
во времена вхождения Вероны в состав Венецианской республики. Причем,
открытая книга у льва свидетельствовала о мирном положении в городах.
А на страницах книги можно прочесть латинскую надпись PAX TIBI MARCE
EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Над этой частью
площади возвышается кирпичная часовая башня Гарделло, одна из старейших
в Европе.

В восточной части площади расположился многовековой центр политической
власти Палаццо-дель-Комуне или как его еще называют Дворцом Правосудия.
Особо известен его внутренний двор, за которым закрепилось название
«Старый рынок» , здесь раньше торговали зерном. Полосатая кладка стен
выполнена из кирпича, чередующегося с белым камнем, эдакая полосатая коробка.
Мраморную готическую лестницу, ведущую в обитель Правосудия называют
«Лестницей Разума» . Ну, действительно, как еще ее назвать! В этом задании
сегодня размещается художественная галерея современного искусства
с очень интересной коллекцией. Именно с этой стороны, можно подняться
и на смотровую в башню Ламберти и с самого высокого строения Вероны
полюбоваться историческим центром города.

Нырнув под арку с висящим китовым ребром Арка делла Коста выходим
на Площадь Синьории. Название площади связано с тем, что на ней располагались
органы местного самоуправления или по-итальянски — синьории.

В центре площади установлен памятник великому Данте Алигьере. И неслучайно, он жил на ней во Дворце Подеста (Palazzo del Podestà) после изгнания из Флоренции. За Данте — Лоджия дель Консильо (Loggia del Consiglio) с пятью статуями знатных веронцев. Напротив лоджии, на другой стороне площади, размещалась резиденция капитана Вероны — Палаццо дель Капитано (Palazzo del Capitano). Фасады зданий соединены высокими арками, большинство из которых датируются аж 14 веком.

Проходим через одну из них к церкви Санта Мария Антика с Саркофагами представителей правящей династии Делла Скала. Это одна из главных туристических достопримечательностей Вероны. И, неудивительно, гробницы в готическом стиле с венчающими конными статуями — просто шедевр архитектуры.

В одном квартале от захоронений, на площади Независимости массивный
памятник Гарибальди — принадлежность большинства всех городов Италии.
Перекусив в милом скверике по-итальянски – пиццей, двинемся дальше за
впечатлениями. Кстати, в маленьких пиццериях торгующих едой «на вынос»,
громадный кусок за 2 евро, очень популярны у туристов.

По узким кривым колоритным улочкам вышли к Церкви Санта Анастасия. Построенный монахами-доминиканцами на месте святилища Святой Анастасии, собор посвятили святому мученику Петру Веронскому.  А спустя 200 лет самая большая церковь Вероны официально вернула себе прежнее имя Анастасии. На входе в эту обитель встречает «каменный горбун» с чашей со святой водой. Есть поверье, что если дотронуться до его горба — ждет удача. Проверим!  В  украшающем орнаменте угадывается повторяющееся изображение Петра Веронского, который плащом укрывает молящихся.   Церковь очень красива,  рассматривать интерьер можно долго, столько интересных сохранившихся фресок,  украшений, деталей. Слева вверху от входа сарковаг кондотьера Гульельмо ди  Кастельбарко.  Это первое сооружение такого типа в Вероне, прообраз всех арок Скалигеров.

       Совсем неподалеку возвышается Кафедральный собор Дуомо (Duomo di Verona) — это главный городской храм, поскольку именно здесь располагается резиденция епископа. Красивейший беломраморный фасад с необычными барельефами.  Созданный во славу Святой Девы Марии собор с 17-вековой историей встречает  статуей застывшего в приветствии ангела. За ним охраняют обитель огромные грифоны и такой выразительный лев на боковом фасаде!  Изначально храм был  выполнен в романском стиле, позже после нескольких реставраций приобрёл готические черты.  В украшении храма принимали участие знаменитые  мастера, представившие здесь свои  замечательные творения! Главным же шедевром собора считается полотно самого Тициана — «Вознесение мадонны». Но это ещё не все. К Дуомо также пристроена церковь Святой Елены и баптистерия (т.е  крестильня) Сан Джованни ни Фонте с уникальной купелью. Вот такой он был первый день в Вероне. Ничего не скажу- удивила!

Ушакова Елена