Мы в Афинах, в одном из древнейших городов мира, основанный задолго до нашей эры. Количество достопримечательностей на квадратный километр, а где-то и на метр просто зашкаливает. И посмотреть за день, даже самые значимые, в большинстве объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, можно беглым взглядом и практически бегом. Так, что на первый раз широкими шагами и крупными мазками.
После короткого осмотра из окон автобуса, продолжаем знакомство в пешем порядке. Отправной точкой обзорного экскурса стала триумфальная Арка императора Адриана, словно сошедшая с обложки учебника истории Древнего мира. За ней другой памятник античности, впечатляющий своими размерами храм Зевса Олимпийского. Он строился на протяжении 6 веков. Сразу чувствуешь мощь и величие. А уж как храм Зевса смотрится на фоне древнего Акрополя, главной достопримечательности Афин. И мы уже идем в его направлении по туристической тропе, где всё с утра уже в ожидании очередной порции любопытствующих путешественников. Прикупив, путеводитель на русском языке, двигаемся по колоритным кварталам у археологической зоны. По дороге с рядом с информационно — туристическим центром статуя писателя и генерала Иоанниса Макриянниса, защищавшего афинский акрополь во время освободительной войны.
Буквально несколько минут и мы у входа главного музейного комплекса. Это объект всемирного наследия ЮНЕСКО, один из самых посещаемых в Греции. Туристов приветствуют копии античных мраморных скульптур, а подлинники хранятся в музеях. Практически сразу у юго-восточного входа театр Диониса, возведенный в V в. до н. э. Только подумать, что великие авторы Эсхил, Еврипид и Аофокл, разыгрывали здесь свои трагедии! Первоначально театр был деревянным, позже мраморным и вмещал до 17000 зрителей. На креслах для почётных гостей были высечены их имена и должности.
Чуть дальше его артистический собрат — Амфитеатр Одеон, построенный по инициативе греческого оратора Герода Аттика. Греция подарила миру не только демократию, Олимпийские игры, философию и несколько десятков изобретений, но и театр. Одеон имеет классическую форму древнего театра на 5000 мест. До нашего времени сохранилось почти всё, за исключением статуй в нишах и разноцветной мраморной облицовки. Ряды окон, необходимых для освещения здания, подтверждают наличие крыши.
На сцене Одеона выступали Мария Каллас, балет Большого театра, Микис Теодоракис, Никос Портокалоглу и многие другие. Одеон является одной из главных сценических площадок ежегодного Афинского фестиваля. Далее по окружной дороге пришли к «Холму Ареса» — Ареопагу, он в северо-западной части Акрополя. По мифологии, на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови сына Посейдона.
Здесь в античные времена функционировал судебно-политический трибунал. Поскольку скала Ареопаг является излюбленным местом отдыха местных и туристов, то мраморная скала стала гладкой, просто отполированной.
Здесь можно сидя, неспеша и бесплатно, увидеть столько достопримечательностей сразу! И даже в подробностях вооружившись биноклем. Живая карта, по которой просто сориентироваться по дальнейшему маршруту следования.
Отсюда хорошо просматривается Афинская национальная обсерватория, основанная в 1842 году. Ее главный корпус высится на холме Нимф. Чуть ниже с яркой черепичной крышей Церковь Святой Марины, под которой бил целебный источник.
Холм Ареса является идеальным местом для наблюдения за Афинской Агорой сверху, и вы можете легко указать на ее главные достопримечательности. Наиболее сохранившейся здесь Храм Гефеста, сооружённый в 460 году до нашей эры. По очертаниям он напоминает Парфенон, но в уменьшенных размерах. На фризах с северной стороны изображены 4 подвига Тесея, а с восточной девять подвигов Геракла. Внутри храм бога огня украшали бронзовые статуи Гефеста и Афины. Сохранилась на Агоре статуя императора Адриана — большого поклонника греческой культуры.
В центре агоры возвышался Одеон Агриппы, построенный пасынком императора Августа. В 5 веке на его руинах был построен Дворец Гигантов, от которого остались три скульптуры Тритонов, некогда украшавшие его вход.
Рядом воссозданная великолепная Стоя Аттала, в которой размещается Музей древней Агоры. Предполагается, что это двухэтажное здание служило торговым центром древнего города.
На открытой галерее размещены крупные скульптуры, найденные на Агоре. В закрытой музейной части помимо произведений искусства в хронлогическом порядке экспонируются предметы обихода, монеты и остраконы — это черепки, которыми голосовали, выбирая самых неугодных политических лидеров. Кто больше черепков набирал, изгонялся на 10 лет. Так называемый «Суд черепко́в». Вот демократия!
По соседству с галерей самое «новое» здание на Агоре — Церковь святых апостолов. Это византийская церковь Х века, один из древнейших христианских храмов Афин.
Храм, взведенный на руинах римского святилища II века сохранился полностью, практически в своём первозданном виде.
По оценкам археологов, Агора как место поселения использовалась людьми уже около 3000-го года до н.
С «Холма Ареса» открывается отличный вид и на Акрополь, куда мы и отправляемся.
Священная дорога от агоры в верхнюю часть музейного комплекса идет через Ворота Бьюле, названных в честь обнааружевшего их французского археолога. Ворота расположены у подножия монументальной лестницы и массивного восьмиметрового пиргоса, на котором
виден изящный храм богини Нике Апте́рос («Ники без крыльев»). По легенде такое название было дано, дабы победная удача никогда не смогла покинуть город. Святилище, как и большинство значимых объектов Акрополя, возвели по инициативе афинского государственного деятеля Перикла. Слева мраморный постамент, на котором некогда красовалась квадрига римского императора Августа.
Обогнув пиргос, посетители оказываются перед Пропилеями — парадным входом на Акрополь. В древности здесь существовала широкая лестница, остатки ее видны и сейчас. Прямо перед нами мощные и торжественные – Пропиле́и, спроектированные Мнеси́клом. Это была весьма оригинальная идея – сделать ворота, в виде храма. Выше левое крыло пропилей афинского Акрополя занимали библиотека и пинотека — помещение для хранения живописных изображений.
И такой восторг испытываешь, когда шаг за шагом проходишь через Пропилеи!
В античности, миновав Пропилеи, пришедших встречала 9-метрвая статуя Афины — Прома́хос (воительницы) созданная Фидием. Слева от нее храм Эрехтейо́на, удивляющий своей асимметрией и мраморным портиком с женскими фигурами. Когда — то они были раскрашены, и были похожи на живых девушек. Согласно легенде, храм появился на месте спора богов Посейдона и Афины за покровительство над городом. А назван храм был в честь правящего царя Эрехтея, присудившему победу Афине.
Дар Афины был признан лучшим, а сам город переименован в её честь. И понятно почему. От удара трезубца Посейдона забил источник с соленой водой, а от копья Афины выросло оливковое дерево. Говорят, оно и сейчас здесь растет.
Справа от храма Эрехтейо́на находился главный храм Греции – грандиозный Парфенон. Его архитекторы Икти́н и Калликра́т создали непревзойденный шедевр. Он был раскрашен и декорирован скульптором Фи́дием и его учениками. Внутри храм украшала 12ти-метровая статуя Афина, инкрустированная слоновой костью, золотом и драгоценными камнями. Множество тяжёлых испытаний выпало на долю Афинского Акрополя и самого Парфенона. Он использоваться в качестве христианской церкви, католического собора, арсенала и мечети с пристроенный к нему минаретом. Большая часть произведений античного искусства была расхищена завоевателями. После победы в освободительной войне Акрополь был передан под государственную опеку, и начиная с 1898 года здесь непрерывно проводятся реставрационные работы. Это символ древнегреческого искусства, вдохновлявший поколения архитекторов.
В эпоху Перикла здесь было около десятка различных святилищ и других построек. Сейчас от них остались в лучшем случае фундаменты. А какие тут живые экспонаты. А может души древних?!
С вершины холма открывается вид на весь город. Все как на ладони! Невозможно не заметить легендарный холм Ликавито́с, увенчанный византийской белоснежной часовней Святого Георгия. Внутреннее убранство церкви поражает своей аскетичностью. У ее основания мраморная гробница. Как гласит табличка, в ней был похоронен основатель церкви иеромонах Эммануил Лулудакис, скончавшийся в 1885 году. Согласно древнему мифу, богиня Афина в приступе гнева уронила кусок скалы, который предназначался для Парфенона. Так и появился этот самый высокий холм парящий над городом. C Ликавита открывается панорамный вид на Афины, в ясный день виден даже близлежащий остров Эгина и порт Пирей. В нижней части холма находится Театр — популярная площадка для проведения фестивалей и концертов. Виден с Ликавита и сам Акрополь.
С него мы продожаем рассматривать достопримечательности. Отсюда видны колоннады храма Зевса Олимпийского, чуть дальше него, за зеленым холмом — мраморный стадион античности Панатинаикос.
Хорошо просматривается археологический музей, посвященный находкам Афинского Акрополя. На площади 14 000 квадратных метров выставлено более 4000 артефактов, начиная с греческого бронзового века и заканчивая римской и византийской Грецией.
Со стен Акрополя можно увидеть Старый королевский дворец. С 1934 года здание занимает парламент Греции.
C северной стороны холма можно рассмотреть Римскую Агору, которая сформировалась в 1-м веке до н.э. Спускаемся вниз для ее подробного осмотра. До III века н.э. римская Агора представляла собой огромный крытый торговый комплекс. Агора была обнесена колоннадой для того, чтобы давать тень слоняющимся из лавки в лавку покупателям. Позже сюда переместился центр общественной жизни. Есть тут уникальное сооружение «Часы Кирриста» — древняя метеорологическая обсерватория. Чаще ее называют Башней Ветров — каждая грань посвящена одному из восьми ветров, имевших в Древней Греции свое имя. Единственное здание на Римской Агоре построенное не до нашей эры, напоминающее о турецком владычестве — мечеть Фетхие-Джами.
Между ней и Башней Ветров находились латрины Веспасиана, того самого, который придумал платные туалеты.
Западный вход в Агору, украшен монументальными воротами в честь богини Афины Предводительницы.
Примерно в 100 метрах отсюда находятся руины еще одного дара римских императоров народу Афин — огромная библиотека Адриана.
Сразу за ней колоритное здание бывшей османской мечети Дзистаракис, фасад которой выходит на площадь Монастираки. Стемнело и мы увидели ее уже в ночной подсветке. Это оживленный центр жизни Афин, сосредточение туристической братии. Здесь же любуемся церковью Пантанасса 10 века.
Поворачиваем и вливаемся в туристический поток на улицу Эрму, «Гермеса». Одна из самых дорогих торговых улиц Европы вывела нас к маленький изящной Церкови Богородицы Капникареи. Она является одной из старейших православных церквей греческой столицы, которая была возведена в 11-ом веке. Большинство экспертов считают, что название от формы Византийского налога, которым облагали людей во времена сооружения церкви. С 1931 города Церковь Панагия Капникарея принадлежит Афинскому Университету.
И теперь движемся прямо на Площадь Конституции Синтагма. На ней находится здание греческого Парламента и могила Неизвестного солдата. Здесь несет службу караул президентской гвардии. На этом и закончился наш насыщенный экскурс по греческой столице. Объять необъятное невозможно. Обязательно продолжим. А завтра нас ждет морская прогулка к островам.
Ушакова Елена